Показать сообщение отдельно
Аватар для Unter
Регистрация:
21.03.2006
Рейдер пандемии
Награжден за: Эксперт по выживанию при пандемии COVID-19 Медаль "1К лайков" GoHa.Ru - 10 лет Просветитель
Награжден за: Раздел Age of Conan
Заслуженный модератор
Награжден за: Руководитель раздела AoC
Интервью с FomaBy по поводу закрытия серверов Bless
25 мая мы ожидаем закрытия серверов русскоязычной версии Bless. Один из амбиционных проектов, стартовал в декабре прошлого года, но так и не смог справится с грузом проблем и недовольств игроков. Мы решили пообщаться в связи с этим событием с одним из известных людей в сообществе игроков Bless - FomaBy, который приложил массу сил в своё время для популяризации игры в русскоязычном сообществе. Его стримы и подкасты по Bless собирали хорошее количество просмотров, он был модератором на официальном форуме игры и брал интервью у продюсеров русскоязычной версии проекта.

Привет, Фома. Во-первых, несмотря на то, что комьюнити Блесс тебя хорошо знает, расскажи о себе. Чем занимаешься? Когда начал играть в Блесс и в каком составе? Во что играешь сейчас?

Всем привет, меня зовут Сергей, мне 27 лет и я задрот *хлопки*. Начал играть в Блесс я в апреле 2016 года на Корее, там же появилась первая КП. Спустя пару месяцев решил стримить это дело и рассказывать об игре, т.к. она меня дико заинтересовала своим геймплеем и красотой ландшафта. Сейчас играю в Lineage 2, у меня клан и 60 “детишек”, за которыми нужен глаз да глаз.


Не буду тянуть время и спрошу прямо. Какая, по твоему мнению, основная причина в провале Bless у нас?

Амбициозность разработчиков (неовиз) и принципы, которыми они не захотели жертвовать. Я до сих пор уверен, что площадка СНГ для корейцев была тестовой, и они надеялись на “пипл схавает”, но “пипл не схавал”. Старт на Японии показал то, что игра-таки вполне себе может держаться на плаву.
Я знал всю команду блесс у 101хп и могу сказать, что они старались выровнять ситуацию, но многие факторы не позволяли это делать вовремя. Возможно, где-то им не хватало силовых методов воздействия на разработчиков, поэтому мы и ждали обновы по “полгода”.


На этапе разработки ты был одним из ярых её ждунов: делал интервью с локализаторами (я даже по твоим подкастам делал текстовые версии), стримил ЗБТ, защищал игру от хейтеров. Был ли в этом какой-либо ещё интерес, кроме голого энтузиазма и надежды, что проект выстрелит?

Платили ли мне деньги? Нет. Из всех плюшек я получал только приглашения на мероприятия для крупных гильдий. Но мне ли жаловаться, когда вся аудитория моего канала - это люди, которые по тем или иным причинам хотели играть в Блесс. Я сильно вырос как стример (теперь это мое хобби), за это я благодарен Блессу =).

Откровенно, когда были назначены сроки старта ЗБТ, релиза - я лично был удивлён. Так как локализаторы намерены в такие короткие сроки провести огромный пласт работ. Были ли у тебя сомнения в тот момент?

Нет, я знал, что будут использоваться наработки Asaratu и Glowing’а (любительские локализации) и поэтому я не сомневался, что перевод получится хороший (если не отличный). К сожалению, с частью своей работы 101хп не справились на старте, но они делали неплохие шаги по улучшению ситуации с переводами в будущем. Поэтому именно за локализацию я бы поставил 7/10 - это неплохо.

О минусах Блесса на старте ты много написал в своей статье. Положа руку на сердце, какие были плюсы у игры и у нашей версии в частности?
  • Отсутствие ОД;
  • Версия была склеена из разных, но тем не менее она была приемлемой;
  • Адекватный продюсер Денис Зотов (который покинул компанию в конце января);
  • Комьюнити, которое очень активно участвовало в обсуждении игры;
Определенно плюсом был энтузиазм 101хп на старте, “хайпанули” они нормально так.


Когда ты понял, что всё, хватит Блесса? Что было последней каплей? Догадывался ли ты уже тогда о том, что Блесс обречён?

Когда я узнал, что Денис ушел из компании (а за ним и часть КМов и ПР-менеджер), я понял, что пациент скорее мертв. Я по инерции еще играл месяц-полтора, но поняв, что ничего не происходит, я забил.

Ты имел контакты непосредственно с локализаторами, были ли попытки выйти на них, сказать прямо “Ребята, так не пойдёт, надо что-то менять”?

Попытки были, сказано было немало слов и личные беседы с продюсером, и КМ-ами, и PR-менеджером, и вообще, общение было бурным и конструктивным, но плоды разговоров очень долго шли до нашей версии. Корейцы переделывали на свой лад все нами предложенное. Какую версию лучше всего выпускать и какой контент давать на старте у меня спрашивали и частично прислушались.

Несмотря на то, что у сообщества масса претензий к локализаторам, на мой взгляд, корейская версия имела массу недостатков: неоптимизированность, неудобное управление и т.д. У тебя нет ощущения, что игра была ещё тогда не полностью готова?

Я бы играл в игру, если бы она была точь-в-точь как на Корее. К слову сказать, несколько моих знакомых до сих пор играю на Корее, и им все по душе.

Но русская версия, по словам локализаторов, должна была быть похожа на корейскую? В чем они серьезно отличались, расскажи для тех, кто не в курсе?

Версия шмота и данжей отличалась от корейской, у нас могла быть вещь из будущего патча, которую, например, нельзя было достать никак, кроме сундука. Или данжи были с дропом следующего патча, когда на корее там падали 45 мид грейд, а у нас 45 хай грейд вещи, что сильно облегчало прокачку и одевание. А в целом различия были мелкие и скорее затрагивали интерфейс. Ну и введения более поздних игровых моментов у нас было раньше (это плюс), таких как уход от ОД, дейлики, лимиты на данжи и т.д.

Что ты думаешь по поводу западной версии? Есть ли у неё шансы?

Определенно! Пипл ждет евро-локализацию, можно было бы ворваться, но делать это я конечно же не буду. По простой причине: я не доверяю разрабам.

Продолжаешь ли ты следить за корейской версией игры? Есть ли там положительные тенденции?

Корейская версия все больше начинает тонуть в донате, онлайн на серверах падает, но корейцы пока не забрасывают игру. Я бы хотел думать, что игра проживет еще пару тройку лет.


Не раз слышал о японской версии и её нововведениях - следишь ли ты за информацией по ней? Какие мысли?

Слежу в полглаза, что-то конкретное сказать не могу. Контент, который залили на Японию, очень похож на вылизанный русский клиент (совпадение?).

Связан ли ты сейчас с Бандитами? Поддерживаешь ли с ними отношения? Почему вы разошлись?

Я все еще общаюсь с ребятами из бандитов в скайпе и в вк, но на постоянной основе в гильдии я не смог остаться из-за разногласий во мнениях. На днях собираюсь приехать в Питер и потусить с ребятами из моей консты, с ними мы общаемся каждый день.

Как ты считаешь, может ли игра выстрелить, если ей займется новая команда локализаторов?

Все может быть, но чуйка у меня, что в СНГ этой игры не будет больше, надеюсь я ошибаюсь, потому что в игру надо поиграть хотя бы потому, что она очень красивая.

Спасибо за интервью! Успехов тебе в новых проектах.