Только в этом году, VR наконец стала доступной для покупки технологией. Начиная с лета, вы, теоретически, можете съездить в ближайший магазин электроники, купить понравившийся вам вариант и начать им пользоваться. Однако появление VR в открытой продаже не вызвало большого бума покупок, наоборот, многие сошлись на том, что все, кто хотел купить себе Oculus Rift или HTC Vive, в основном, уже приобрели данные устройства, а продажи практически остановились. И в этот самый момент снова начала подниматься другая проблема VR-устройств – малое количество действительно стоящих игр. И вспылили эксклюзивные проекты для определенных хедсетов.
Эксклюзивные проекты давно не являются новостью для мира геймеров. Консоли десятилетиями используют их для своих войн, тратя достаточно большие средства на то, чтобы либо самостоятельно разработать, либо купить с потрохами какой-либо проект. К сожалению, в процессе страдала и ПК-платформа – хорошим примером является история HALO, которую разрабатывали именно для Windows, но затем, Microsoft обратили внимание на творение Bungie, и с тех пор прилично сделанной HALO на компьютере мы не видели.
Прошли годы, и люди стали осознавать, что в наличии эксклюзивов нет ничего хорошего – вы не получаете больше игр, нет. Вы теряете половину из того, во что могли бы поиграть. Чтобы вы не выбрали – Xbox или PlayStation. А теперь посмотрите на аналогичную ситуацию для VR. Когда Oculus Rift начал форсить, не смотря на обещания открытости платформы на начале своего пути, ограничения на игру на других шлемах, была создана достаточно опасная ситуация – итак небольшое количество VR-проектов стало разделено между различными системами. Пикантности добавляет тот факт, что в отличии от консолей, VR-шлема не являются самостоятельными платформами, а по сути являются периферией. Представьте, если бы вы могли играть в определенные игры, только на мониторе определенной компании. Звучит абсурдно? А с VR не так?
В то время как Oculus яростно защищал необходимость наличия эксклюзивов, пытаясь доказать, что именно такой подход может помочь молодому рынку VR-проектов, на сцену вышел Гейб Ньюэлл с осуждением данной модели. В итоге в июне этого года, OR похоже пошел на попятную, убрав проверку наличия Rift для запуска игр, позволив пользователям HTC Vive спокойно играть в бывшие эксклюзивы. Казалось бы на этом вся история закончится, однако у Sony было другое мнение.
Batman Arkham VR, Battlefront VR Mission, CoD: IW: Jackal Assault и даже Resident Evil 7 - все они заявлены эксклюзивами для PlayStation VR. Да, Batman и RE7 являются лишь временными, но все же. И появляется вопрос – какое именно влияние окажут такие партнерства – позитивное или разрушительное для рынка VR? Все эти игры являются проектами крупных издателей, которых все еще почти нет на Oculus и Vive. Их появление могло стать толчком как для других разработчиков и издателей, так и для покупателей – крупнейшие игроки рынка заинтересованы в виртуальной реальности. У вас буду игры. А в итоге, мы получили просто инструмент пиара для Sony, который в краткосрочной перспективе, конечно, обратит внимание геймеров на наличие PS VR, но не увеличит аудиторию владельцев шлемов, а значит не увеличит заинтересованность разработчиков и издателей вкладываться в VR.
Конечно, в истории есть моменты, когда эксклюзивность буквально спасала франшизы от забвения – хорошо известна ситуация вокруг Bayonetta 2. Если бы Nintendo не помогла финансово Platinum Games, то игроки никогда бы не получили такую замечательную игру. Но кажется, что перед нами не тот случай. Мы не говорим об инди студиях, типо Platinum. Мы говорим о гигантах индустрии- EA, Activision, Warner Bros. Неужели без небольшой подачки от Sony они не могли профинансировать создание этих игр?
C моей точки зрения, чтобы у VR появился шанс как у системы, крупные компании должны на время забыть о таких способах конкуренции и сообща работать над увеличением каталога VR игр от крупных издателей. Это единственный шанс выйти из сложившего замкнутого круга - Нет игр > нет аудитории >нет интереса у издателей > нет игр.
А как вы считаете, эксклюзивность для различных VR-систем может принести пользу индустрии в целом? Или же это очередной удар по молодой отрасли?