Если Обливион - то чем выше лвл твоего персонажа, тем выше лвл монстров в игре. Сделано для того чтобы игрок, хорошо прокачавшись, не убивал все с 1 удара. Почему она была "аццкая" - потому что персонаж качался в уровне, но не экипировке (у большинства игроков) и монстры становились гораздо сильнее персонажа. (то есть перволевельный герой убивал перволевельную крысу, но 20лвл против 20 - крыса могла доставить немалые трудности(при этом если бы крыса осталась первого уровня - то убивалась бы с 1 удара))
Так, но не совсем. Экипировка ни причём, проблема была в том, что уровень персонажа мог зависеть не только от боевых навыков, но и вспомогательных (разговор, воровство и т.п.), т.е. персонаж 20 уровня вообще мог не делать упор на боёвку в своём билде, тогда как крутость врагов росла всегда пропорционально уровню. Другие проблемы такого подхода - нелогичность (когда любой встречный бомжеватый бандит был одет в теоретически редкий и дорогущий даэдрик или стекло; что также убивало в игре экономику и смысл в исследованиях - лута с одной такой стычки хватало чтобы и своего чара одеть в крутой эквип, и заработать кучу денег продав остальное), также отсутствие реального прогресса для персонажа (в чём смысл прокачки, если враги растут в крутости с такой же скоростью, а то и быстрее, если билд не чисто боевой; т.е. нет ни хилых монстров, над которыми можно почувствовать своё превосходство, ни крутых, которых бы стоило бояться или придумывать тактики для их убийства). Плюс только один - разработчикам не надо заморачиваться ручной балансировкой игровых зон, в итоге нет разницы в каком порядке эти зоны проходить - что тоже спорно с точки зрения игрока. В общем, муть полная, как по мне.
В 3-м фолле эту систему слегка улучшили, во-первых задав более адкватные границы мин-макс уровней и экипировки для разных классов врагов (чтобы крысы всегда были убогими, а крутые враги были крутыми и на 1-х уровнях), и во-вторых чтобы уровень зоны задавался при 1-м её посещении и не менялся со временем (т.е. бомж за начальным городом никогда не оденется в крутейшую броню).
Но имхо всё-равно дурная система для ленивых разрабов, ручная расстановка врагов даёт куда больше и челленжа, и удовлетворения.